Самое главное и самое весомое отличие бизнес-консультанта от руководителя компании заключается в том, что ему известна не одна, а несколько разных компаний. В то же время директор вынужден разбираться во всех областях, которые связаны с деятельностью его компании, пусть и поверхностно. А вот консультант четко разбирается в узкой области, будь то маркетинг, управление персоналом и прочее.
Иначе говоря, директор работает со всеми аспектами функционирования своей фирмы, а консультант – с одной профильной для него функцией, но в различных компаниях, деятельность одной из которых может быть продажа квартир в Красноярске, другой – грузоперевозки в Томске и т.д. В итоге специалист узкого профиля гораздо лучше видит свой сегмент в разных его проявлениях.
Следующее отличие заключается в степени знакомства с теоретической базой. С одной стороны, информацию по любому предмету можно получить в любой момент посредством чтения бизнес-литературы выбранного направления или же ознакомлением с материалами профильных СМИ. С другой стороны, объемы этой информации таковы, что у директора не будет времени на практику, то есть непосредственно руководство фирмой.
А вот у консультанта сбор и прочтение всей этой информации – основное занятие. Он должен на зубок знать всю теорию и плотно быть знаком с нестандартными практическими ситуациями.
В итоге вопрос обращения или не обращения к бизнес-консультанту сродни вопросу «Сделать или купить?». Он относится к той же области, что и, например, сделать сайт своими руками или обратиться в студию, заняться таким делом, как продажа квартир в Барнауле самим или довериться профессионалам, приготовить стол к корпоративу силами сотрудников или пригласить кейтеринговую компанию.
Различие заключается еще и в том, что консалтинг по своей сути – деятельность проектная. Работа бизнес-консультанта – это определенные действия, запускающие деятельность фирмы по новому руслу, в котором требуется только придерживаться курса. А вот работа директора и есть соблюдение этого курса на постоянной основе. Он обеспечивает стабильную деятельность компании, консультант же вносит в нее коррективы.
Кроме того, консультант не оценивает работу компании изнутри. У него есть возможность – и обязанность – оценивать ее со стороны. На него не должны влиять внутренние факторы, в том числе и взаимоотношения отделов и персоналий. Это позволяет добиться большей объективности и отмести субъективность.
Сравнение различных компаний друг с другом позволяет консультанту увидеть варианты решения проблем, которые персонал фирмы разглядеть попросту не может.